Богатые тихони. Economist рассказал, чем немецкие миллиардеры отличаются от американских и азиатских

Немецкие миллиардеры, в отличие от американских, стараются «не светиться». Это объясняется семейными традициями, а также культурными и историческими причинами, пишет журнал The Economist.

НВ Бизнес приводит сокращенный перевод статьи британского журнала The Economist «Немецким бизнес-магнатам становится сложнее держаться в тени», которая вышла в последнем номере издания.

Американские богачи возмущаются, если их позиция в рейтинге самых богатых людей занижена. Немецкие же сердятся, когда их место выглядит подозрительно высоким. Это подтверждает случай с немецким бизнесменом Хайнцом Дюрром, который возмутился, когда СМИ несколько лет назад по ошибке назвали его миллиардером.

Очень богатые американцы и итальянцы проникают на вершину политической системы, азиаты часто демонстрируют свое богатство в показном стиле. Немецкие же магнаты избегают внимания. При этом в Германии вовсе нет недостатка в сверхбогатых людях. По количеству долларовых миллиардеров страна занимает третье место в мире после Америки и Китая. По данным Forbes, в Германии живет 114 миллиардеров. Это вдвое больше, чем в Британии. Согласно оценке Немецкого института экономических исследований, совокупные активы 45 самых богатых немцев равны активам 50% немцев, которые располагаются на нижней части шкалы доходов.

Немецкие магнаты более ревниво охраняют свое право на личную жизнь, чем богатые жители других стран. Почти все знают, как выглядит Джефф Безос, глава Amazon. Большинство французов узнает самого богатого человека Франции, бизнесмена Бернара Арно. Но ни в немецкой, ни в английской версии Википедии нет фото Дитера Шварца, который контролирует известные немецкие сети супермаркетов Lidl и Kaufland. Непросто найти и фото семьи Альбрехтов (владельцы сети магазинов-дискаунтеров Aldi) или клана Рейманнсов, который контролирует конгломерат, владеющий брендами Krispy Kreme, Panera Bread и рядом других.

Причин такой ситуации несколько. Одна из них связана с тем, в каких сферах бизнеса заработали свои состояния немецкие миллиардеры. Многие американцы стали богатыми благодаря бизнесу в сфере финансов и технологий. В Германии же речь преимущественно идет о более «скучных» направлениях, таких как розничная торговля, производство и строительство. Десять самых богатых немецких семей производят автомобили (BMW и Volkswagen), тормоза (Knorr-Bremse), запчасти для автомобилей (Schaeffler) или управляют супермаркетами (Шварц и Альбрехты).

Вторая причина — культурная. Дирк Россманн, основатель одноименной сети аптек, отмечает, что богатые немцы беспокоятся о том, чтобы не выставить себя дураками. Это, в частности, объясняется склонностью немцев завидовать тем, кто живет лучше них, а также опасениями, связанными с безопасностью, особенно в контексте похищения и убийства в 2002 году 11-летнего Якоба фон Метцлера, сына известного банкира.

Кроме того, как и в других странах, многие немецкие журналисты враждебно относятся к плутократам.

Еще одна причина «не светиться» — историческая. Большинство немецких миллиардеров являются потомками промышленных династий. Некоторые из них процветали во времена Третьего рейха. Например, несколько лет назад Рейманнсы, начало бизнеса которых было заложено еще в 1823 году, наняли историка, чтобы узнать, что их родственники делали при нацистском режиме. Он узнал, что тогдашний глава семейства и его сын были горячими сторонниками Адольфа Гитлера и жестоко обращались с сотрудниками.

В 2000 году 4760 немецких компаний, в том числе Siemens, Daimler, Deutsche Bank и Volkswagen, создали фонд, который вместе с немецкими властями собрал более 5 млрд евро для тех, кто пострадал от зверств нацистов. Семья Рейманнсов тогда пожертвовала 5 млн евро.

Запятнанное прошлое и скрытность частично объясняют, почему немцы не любят богатых. Результаты опроса, проведенного в прошлом году Институтом Алленсбаха, свидетельствуют, что у немцев богачи ассоциируются с эгоизмом (62%), материализмом (56%), безрассудством (50%), жадностью (49%) и высокомерием (43%). Только 2% респондентов сказали, что для них «очень важно» стать богатыми. Еще 20% ответили, что это важно. Когда аналогичный опрос проводили в США, 39% молодых американцев сказали, что им важно или очень важно достичь богатства.

Кроме того, немцы более склонны, чем американцы, обвинять богатых в мировых бедах, например, в наступлении финансового кризиса или гуманитарных катастроф. Жители Германии также чаще испытывают злорадство, когда богатые бизнесмены теряют деньги в рискованных сделках.

Ситуация понемногу меняется. Глобализация и общение с коллегами из других стран приводят к тому, что немецкие богачи становятся менее застенчивыми.

Источник: biz.nv.ua