Сколько люди заплатят за раздел Нафтогаза и выделение управляющего ГТС

Если не переделать систему под низкие объемы транзита, траты за транспортировку газа возложат на потребителей

На украинском газовом разворачивается мощный передел. По словам главы правления НАК Нафтогаз Украины Андрея Коболева, новый оператор ГТС может начать работу уже с января 2020 года. Для этого еще требуется соответственное решение нашего Кабмина. Нового игрока газового рынка «выделят» из структуры Нафтогаза.

«Есть четкий план, согласно которому и движемся. Понадобятся своевременные решения правительства и парламента, но есть все возможности дать старт работе нового оператора ГТС уже с января 2020. Это должно быть сделано при всем информационном шуме, который поднимается вокруг анбандлинга для легитимизации строительства Nord Stream 2», — написал Коболев на своей странице в Facebook.

Управлять ГТС будет компания «Магистральные газопроводы Украины». В конце 2018 года было решение о ее включении в структуру в Укртрансгаза (находится в собственности Нафтогаза). То есть фактически ее выведут назад. Тогда, как говорят эксперты, она будет «накачана» ресурсом и станет самостоятельной единицей. Другого юридического механизма не нашли.

«Эти планы будут реализованы уже без фактического участия Нафтогаза. От правительства и ЕБРР поставят кураторов. В лучшем случае это произойдет в сентябре 2019 года. Процесс может затормозится из-за политических изменений в стране. Будут ли они, станет ясно после парламентских и президентских выборов. Если поменяется вертикаль власти, кто-то может захотеть видоизменить эту модель, кураторов и пр. Поэтому сейчас все будут спешить», — заметил в беседе с UBR.ua член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

По его словам, с одной стороны, потребитель не имеет к этому процессу никакого отношения. Но с другой, стоимость транспортировки ресурса может подскочить, если объемы транзита газа продолжат падать.

«Это глобальный процесс, который касается работы украинской ГТС в перспективе 5-15 лет. Единственное, как это может отразится на потребителе — если в стоимость газа в будущем не будет включена транспортная составляющая. Если транзит будет падать, ГТС будет использоваться неэффективно, соответственно нужно будет тратить больше ресурсов на прокачку потребителям газа. И если сейчас мы платим за транспортировку до 10%, то в результате эта составляющая может подскочить до 30%. Система очень большая, и ее нужно либо переделать под низкие объемы транзита магистрального газа, либо сам тариф в и итоге вырастет, и ляжет на плечи потребителей», — считает Корольчук.

Пока сложно сказать, какой из этих вариантов выберут, говорит эксперт, но вряд ли транзит газа будет расти. Так что это вполне реальные риски увеличения платежек украинцев.

Вместе с тем, после запуска нового оператора ГТС, из структуры Нафтогаза продолжат выделять отдельные компании, говорит эксперт.

«Прямого требования от МВФ нет. Но они фактически во всех переговорах поднимали этот вопрос. Потому что деятельность Нафтогаза, как не крути, системообразующая. Операторов выделят, а вот добычу оставят за Нафтогазом. Будет оператор ГТС и оператор системных хранилищ. Но этим будут заниматься уже после отделения нового оператора ГТС, когда он заработает. То есть не раньше, чем в 2020 году. Когда решат, кто будет хранить газ, на каких условиях и т.д.», — резюмировал Корольчук.

Источник: ubr.ua