Реструктуризация валютных кредитов. Бизнес обеспокоен принятием неконституционного закона

Рада хочет разрешить реструктуризацию валютных кредитов, бизнес — против (Фото: Pexels / Pixabay)

Украинские бизнес-сообщества считают неприемлемыми популистские решения по реструктуризации валютных кредитов, изложенные в соответствующем законопроекте, принятом Верховной Радой в первом чтении.

Об этом говорится в совместном заявлении Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты в Украине, Независимой ассоциации банков и Форума ведущих международных финансовых учреждений.

В обращении бизнеса указано, что 19 марта парламент принял в первом чтении проект закона об обязательной реструктуризации кредитов, предоставленных в иностранной валюте.

«Бизнес-сообщество обеспокоено решением ВРУ учитывая риск принятия неконституционного закона, который будет иметь негативные последствия для экономики из-за уменьшения поступлений в государственный бюджет. Кроме того, вероятно, это заблокирует реализацию определенных президентом Украины задач по развитию ипотечного кредитования и государственных программ по обеспечению населения и бизнеса доступными банковскими кредитами (Доступное жилье под 7%, 5−7−9 доступные кредиты для бизнеса и т.д.)», — говорится в заявлении.

Бизнес-ассоциации отмечают, что в случае окончательного принятия закона, вместо направления средств на финансирование государственных программ банки будут вынуждены вливать свободные средства в капитал, чтобы покрыть негативные последствия принятия закона. Также эта инициатива существенно ухудшает правовое положение кредиторов в отношениях с должниками, увеличивает кредитные риски и риски потери кредиторами активов.

Как сказано в заявлении, среди ключевых причин необходимости отклонения законопроекта, учитывая существенные недостатки предлагаемого законодательного регулирования, являются:

— безосновательное распространения условий обязательной (принудительной) реструктуризации на все потребительские кредиты в иностранной валюте, по которым денежные обязательства полностью не погашены, в т. ч. и те, которые обслуживаются должным образом;

— нарушение конституционного принципа обязательности судебных решений и необходимости повторного рассмотрения судами споров — предлагаемое признание таким, что не подлежащит исполнению, исполнительного документа, выданного по решению суда для взыскания долга по кредиту, который подпадает под реструктуризацию, противоречит ст. 129−1 Конституции Украины относительно обязательности исполнения судебного решения. Это потребует от банков, в случае нарушения клиентом условий реструктуризации, повторно обращаться в суд и проходить длительные судебные процедуры получения по тем же кредитным и ипотечным договорам судебных решений о взыскании;

— негативные для государственного бюджета последствия, ведь предлагаемый в проекте перерасчет ранее уплаченных должником сумм по кредиту потребует проведения погашений долгов за счет расходов кредитора. Это приведет к уменьшению финансового результата до налогообложения кредитора и к неуплате в бюджет налога на прибыль кредитора в размере 18% от суммы погашения и от курсовой разницы. В 2020 году 74 действующих банка обеспечили поступления в госбюджет более 7,09 млрд грн налога на прибыль банковских организаций, что составляет 7% всех поступлений в бюджет от уплаты налога на прибыль предприятий;

— продолжение действия моратория на взыскание обеспечения по валютным кредитам, вопреки позиции президента Украины о том, что продолжение действия моратория является одним из сдерживающих факторов возобновления ипотеки. Мораторий действует более шести лет и позволяет заемщикам игнорировать условия кредитного договора и избегать принудительного исполнения обязательства что привело к росту доли проблемных активов банков, негативно сказывается на их ликвидности и платежеспособности и в целом на должном функционировании банковской системы Украины. Наличие моратория не стимулирует заемщиков к поиску взаимоприемлемых путей урегулирования задолженности и оказывает негативное влияние на способность банков выполнять свои обязательства перед вкладчиками;

— неэффективность предлагаемого механизма реструктуризации кредитов, который предусматривает лишь подачу заявления о проведении реструктуризации, но дальнейшие действия сторон непонятны. Так, вообще не предусмотрено совершение сделок и надлежащего оформления договорной документации, согласования между сторонами условий проведения реструктуризации.

«Позиция бизнес-сообществ заключается в неприемлемости и необходимости изменения предлагаемых в законопроекте подходов к вопросу реструктуризации валютных кредитов. Прежде всего, отказа от популистских решений, которые нивелируют права кредиторов в Украине, полностью перекладывая на них ответственность за невыполнение должником своих обязательств», — резюмировали представители бизнес-сообщества.

Как сообщалось, в октябре 2020 президент Владимир Зеленский продлил мораторий на взыскание имущества по валютным кредитам до 21 апреля 2021 года.

Полную версию читайте на nv.ua