30-летние капитаны. Чем живет миллион украинских предпринимателей, на каких ошибках учится и что хочет изменить

Александра Анцюнас, управляющий партнер и сооснователь бренда Spell (Фото: НВ)

Украинский предприниматель молод и амбициозен, движим мечтой об удачном стартапе и готов увеличивать свой вклад в ВВП, но при этом остерегается государства, пишет журнал НВ.

П ервый килограмм сыра 36‑летняя Татьяна Дядечко, жительница Полтавы и основательница предприятия по производству молочных продуктов под брендом Козачка, сварила семь лет назад на собственной кухне.

«До этого я работала на большом агропредприятии, была финансовым аналитиком, а потом и замдиректора, — рассказывает предпринимательница. — Но несмотря на хорошую должность и интересную работу, мне казалось, что я не реализована».

Дядечко твердо решила сменить профессию, и спустя год поисков себя полтавчанка пришла к сырному делу, обучаться которому ездила также на сыроварни в Европу. Не все получилось с первого раза. Как‑то даже пришлось остановить деятельность на несколько месяцев, чтобы найти подходящее молоко — сыр трескался и вкус был не тот, потраченные на закупку сырья деньги не возвращались.

Через два года Дядечко обзавелась собственной сыроварней. Кроме того, за все это время она наладила сотрудничество с поставщиками качественного молока для своих продуктов, наняла 11 сотрудников в свою команду, расширила ассортимент продукции, которая теперь продается не только на фестивалях и через онлайн-заказы, но и в Сильпо — одной из крупнейших торговых сетей. Если вначале полтавчанка перерабатывала около 400 литров молока в неделю, то спустя семь лет и приблизительно $ 400 тыс. инвестиций эти объемы составляют примерно 4 тонны в неделю.

Сегодня в фокусе внимания предпринимательницы поиск каналов сбыта, разработка новинок, финансовый анализ. А еще больше времени отнимает проведение мастер-классов и других занятий по сыроварению: полтавчанка обуча­ет других начинающих сыроваров. Профессия в Украине довольно молодая, и ее опыт и знания пользуются спросом.

Дядечко довольна тем, как идут дела: оборот ее предприятия в прошлом году составил 3,5 млн грн, а в этом году вырастет почти до 6 млн грн. В конце прошлого года она запустила вторую переработку, а также начала усиленно развивать доставку молочных продуктов до двери в Полтаве, Киеве и Харькове. Но примерно 420 тыс. грн из выручки уйдет на налоги. «Я думаю, это много для предпринимателя, который постоянно работает и не видит поддержки от государства», — говорит она.

Основательница Козачки не одинока: высокие налоги и сложность их администрирования — болезненная тема для 63 % предпринимателей, по данным исследования Портрет украинского предпринимателя, которое провел Союз украинских предпринимателей (СУП). Авторы опросили 1 тыс. создателей различных бизнесов и проанализировали их мотивы, риски, опасения, препятствия и подходы.

Среди главных проблем предпринимателей страны — постоянная смена правил, отсутствие доступных кредитов и источников быстрого получения оборотного капитала, низкая покупательная способность потребителей, а также ненадежная судебная система и отсутствие защиты частной собственности.

Полную версию читайте на nv.ua