Белорусское дизтопливо заняло треть украинского рынка на фоне спада поставок из России

За первые полгода импорт ресурса из Беларуси вырос в полтора раза

В январе–июне этого года баланс рынка дизтоплива в Украине сократился на 2,9% и составил 3,39 млн т. В частности, 18% поставок обеспечили украинские НПЗ, что на 1 п. п. больше по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает enkorr ссылкой на исследование Консалтинговой группы «А-95».

Одновременно импорт ресурса сократился на 3,9% – с 2,90 до 2,78 млн т. При этом Беларусь поставила 1,24 млн т дизельного топлива. Это на 51% превышает прошлогодние показатели. В итоге белорусский ресурс занял 37% на украинском рынке.

Стоит отметить, что в первом полугодии 2020-го лидерство по поставкам дизтоплива удерживала Россия – 1,3 млн т. В этом году поставки просели на 40% и составили 815,7 тыс. т.

Это связано с закрытием импорта по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс». Так, за январь-июнь прошлого года на поставки трубой пришлось 261 тыс. т, а с начала этого года – всего 49 тыс. т. Также сократились поставки ресурса через терминал в Гомеле – с 627 тыс. т до 264 тыс. т.

Утраченные объемы Россия пыталась заместить поставками ж/д транспортом. За первое полугодие импорт железной дорогой вырос на 78 тыс. т – до 498 тыс. т.

Кроме того, в январе-июне на 5,3% увеличились поставки из Литвы – 327,2 тыс. т, или 10% всего рынка.

К тому же на 2% нарастили выпуск украинские НПЗ. Всего отечественные заводы обеспечили 604 тыс. т дизтоплива. В частности, ресурс предоставили такие производители:

При этом импорт морем сократился до 402 тыс. т. Годом ранее такие поставки обеспечили 431 тыс. т ресурса.

Напомним, что 19 февраля СНБО поручил вернуть в госсобственность часть нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление». Президент ввел в действие это решение своим указом от 26 февраля.

С 1 апреля 2021 года швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A. прекратил поставки в Украину российского дизеля и автогаза. Эксперты прогнозировали острый дефицит и подорожание продукции в случае отсутствия поставок российского топлива, доля которого достигала 20% на рынке ДТ и СУГ в Украине. А новый оператор – Socar New Energy – приступил к активным отгрузкам лишь в июне (78 тыс. т).

Источник: ubr.ua