Европейский эксперт считает, что внедрить в Украине государство в смартфоне реально

Ввести уникальный ID-код для каждого гражданина и отказаться от документов. Создать прозрачный электронный реестр бизнеса и за несколько минут безопасно создать и менять управление предприятия без участия нотариусов или других посредников?

Знать, что расположено в любой точке страны и иметь единый подход к адресам, исходя из общей базы данных. Все это возможно в Украине, если европейским экспертам будут способствовать чиновники. Как уместить 42-х миллионную страну в смартфон, и что именно мешает это сделать законодателям и исполнителям — рассказал европейский эксперт, руководитель проекта ЕС «Право-Justice» Довидас Виткаускас.

Почему так важно создать единые электронные реестры в Украине? Что это даст всем нам?

Владимир Зеленский во время предвыборной кампании говорил о работе государства в мобильном телефоне. И эти декларативные заявления могут стать реальностью. Для того, чтобы это случилось, нужно, с одной стороны, всего лишь создать несколько дополнительных реестров. А с другой стороны, перестроить всю систему исполнительной власти, пересмотреть функции государства в целом и то как государство представляет услуги для людей.

Это даст каждому доступные и достоверные данные. Сегодня в Украине большинство фактов доказывают через документы, бумаги. Это занимает много времени и сил. В современном развитом обществе чиновники устанавливают факты и решают вопросы сами, беря для этого нужную информацию из реестров в электронном виде, не заставляя человека гоняться за бумажками. Данными реестров можно воспользоваться в суде, при взаимодействии с любыми государственными и частными инстанциями. Их может моментально получить онлайн каждый. Такие нововведения упростят жизнь людям и значительно затруднят возможность махинаций со стороны государства.

Довидас Виткаускас

европейский эксперт, руководитель проекта ЕС “Право-Justice”

Как вместить Украину в смартфон? Что для этого нужно, и какие шаги уже сделаны?

Первый реестр, который необходимо для этого создать — адресный. Адреса — ключевой показатель и для имущества, и для бизнеса, и для социальных и политических прав человека. Для создания адресного реестра необходимо установить единые правила игры — как адреса создаются, где они находятся, сколько их, и как они должны меняться.

В Украине существуют десятки адресных реестров, начиная от списков избирателей, который находится в ЦентрИзбирКоме, и заканчивая земельным кадастром и реестром собственности, архивами местных властей. Данные по тому же адресу в этих всех реестрах могут не совпадать, а то и быть просто фиктивными. Из-за этого адрес может использоваться неправомерно (подстраивая списки избирателей, или нечестными девелоперами продавая одну квартиру дважды), а главное — никаких полноценно электронных услуг на основании единой адресной базы пока создать нельзя.

Примечательно, что пока в Киеве идут высокие политические дискуссии по созданию адресного реестра, на местах, например, в Харькове, такой реестр уже создается. Секрет в том, что такой адресный реестр необходим местным властям для их каждодневных услуг. Нужна четкость, ясность и предсказуемость данных по адресам, и с этим связанными всеми услугами на местах, поэтому харьковская местная власть, не ожидая политических решений в Киеве, такой реестр у себя уже создает.

Следующий ключевой реестр — единый реестр жителей. Это система электронного учета каждого гражданина. При регистрации он получает уникальный ID-номер, когда ему выдается новая ID-карта или паспорт. По такому номеру человека компьютер может безошибочно найти в электронном пространстве: ранее так конкретизировать было невозможно, ведь компьютер не понимает имен и фамилий — они часто одинаковые. Имея уникальный номер человек может безопасно подключатся к электронным услугам государства или частных сервисов через, например, мобильную подпись у телефонного оператора, или через банковский вебсайт — и может пользоваться этой мобильной подписью оформляя любые услуги от продажи недвижимости или корпоративных прав, до создания коммунальных услуг и электронных платежей. Сейчас в реестре жителей — только около 25% всего населения Украины. Этот реестр создают миграционная служба и министерство внутренних дел Украины. Процесс можно было бы ускорить лучшей политикой, но он все-таки медленно, но идет.

Кроме того, нужно консолидировать кадастр (реестр земли) и реестр недвижимости, которые искуственно разделены в две разные базы данных. И есть другие реестры, которые тоже важны. Например, реестры движимого имущества разного типа, автосредств. В них тоже может быть содержаться информация про владельца.

Как выглядит этом плане Украина на фоне государств ЕС?

Украина, может, и не в авангарде и не лидер, но это уже не самая отстающая страна в Европе. В Германии, на пример, за прошлый год было выписано меньше сертификатов подключения с электронной подписью, чем в Украине. С другой стороны, есть такие страны, как Литва или Эстония, где почти каждый человек каждодневно получает разные услуги через мобильную подпись и решает много вопросов с государством даже не видя чиновников.

В этих европейских странах государство уже работает в мобильном телефоне по тем принципам, о которых говорил во время предвыборной кампании ваш Президент. В Литве история создания таких электронных услуг началась уже в середине девяностых годов прошлого века — поэтому и Украине надо это делать не декларативно, а с помощью комплексных серьезных политических решений. Начать надо, например, с закона про Реестры, который наконец в Украине первый раз объяснил чем отличаются Реестры и их данные от всех других баз данных.

Самый эффективный подход к реформам — это смотреть сравнительно. Если что-то работает в стране, которая достигает более весомых результатов для людей — нужно этот пример применять в другом государстве. Европейские страны часто создают общие стандарты через правила ЕС — например, регулируют вопросы доверительных электронных услуг, где есть конкретные требования для всех стран. Но даже если нет таких стандартов, государства ЕС стараются учиться друг у друга и перенимать лучшую практику.

Наша задача как экспертов донести до Украины и те стандарты, которые существуют, и те современные подходы сравнительной практики, которые желаемы для того, чтобы были более эффективные результаты.

Вaш Проект работает в стране уже два года. Скажите, что мешает Украине быстро осуществить преобразования и создать государство онлайн? Почему не удались те же достижения, что и в Литве?

Есть несколько важных отличий между Литвой и Украиной. Во-первых, геополитический курс развития Литвы был ясен уже 30 лет назад. И этот курс всегда сохранялся и не оспаривался, несмотря на нормальную внутреннюю политическую борьбу. А Украина часто была кораблем без штурмана, без капитана, или судном, которое при смене капитана меняло курс на 180 градусов, а иногда ждало от куда ветер подует. Этого никогда не было в Литве и большинстве новых стран Евросоюза. Партийная система в Литве тоже существует уже почти 30 лет. В Украине ее до сих пор нет: новая партия создается почти под каждые выборы. Это значит, что нет общих экономических и социальных посылов, общих ценностей, которые бы соединяли людей и политиков.

Если говорить о технических решениях, то ключевым в Литве было создание одной точки еще в 1996 году, которая предоставляла все электронные услуги всему государству. Эта точка называется Центр Реестров Литвы. Так были предотвращены все дискуссии, все «перетягивание каната» со стороны разных институций и министерств. За 24 года существования этой организации также применялся важный подход: государство и министерства должны регулировать, а Центр реестров — предоставлять услугу. Этот подход и привел к быстрому внедрению и адресного реестра, и электронной системы разрешений на строительство, автоматической системы блокирования банковских счетов и моментального списывания долгов, и много других технологических инноваций, которые сейчас взаимствуют многие другие страны.

Создание всех электронных реестров должно быть взаимосвязано. Когда мы с другими донорами пытались создать рабочую группу по созданию адресного реестра на уровне Кабинета министров Украины, для большинства центральных институций было непонятно, как можно смотреть на один реестр не как на свою собственность, а на общий проект, так как эта сфера относится и к регулированию минюста, и минрагрополитики, и минэкономики, и минрегионов, и министерства экологии, и строительных регуляторов, и местных властей. Произвольное и формалистическое определение сферы регулирования каждым министерством мешает принимать общие решения, садиться за стол и достигать того, чтобы нужды общества и технологические возможности диктовали политику и право, а не наоборот.

Что в первую очередь должны сделать новый Президент и парламент, чтобы изменить эту несовершенную систему?

Государство в Украине имеет еще много несвойственных и нетипичных для него функций. Например, в портах Одессы и Николаева невозможно представить элементарных частных портовых услуг без одобрения Минюста и множества других бюрократических инстанций. Это очень странно для рыночной экономики и капиталистической системы.

В Украине, в отличие от Литвы и других северных стран, дерегуляция как подход еще не вводилась. Очень много говорилось про разного рода «де»: децентрализацию и так далее. Но то, что нужно меньше регулировать и более качественно регулировать, никогда до конца всерьез не обсуждалось. Больше законов и инструкций значит не больше права, а наоборот. Мы ожидаем от новой Верховной Рады и других политических сил, что принцип дерегуляции будет все-таки внедрен. Также, что государство приватизирует большую часть собственности и госуслуг, даст более качественную (и за лучшую цену) услугу обществу, создаст нормальные, автономные от кратковременных политических интересов государственные предприятия по примеру Центра реестров в Литве. Госпредприятия должны не обслуживать закрытые политические или личные интересы руководства, а предоставлять услуги обществу от имени государства, но при этом работать эффективно как бизнес-структуры.

Источник: biz.nv.ua