Грузовик дальнего плавания. Как «Скания Украина» умудрилась в 2020-м выйти в прибыль, несмотря на произвол судебной ветви власти

Фото: Скания Украина

Бренду Scania в этом году 130 лет. В Украине грузовики данной марки появились с 1993 года и с тех пор стали неотъемлемым элементом колесной логистики множества украинских компаний. НВ поговорило с Хоканом Йюде, генеральным директором ООО «Скания Украина» о будущем отрасли, истории развития Scania в Украине и о том, как одно судебное решение может отправить инвестиционный имидж в нокаут.

 — Расскажите о результатах работы «Скания Украина» в 2020 году.

 — На результаты года повлиял COVID-кризис. Поскольку были приостановлены поставки комплектующих элементов от субподрядчиков, подобно многим другим производителям, наши заводы в Европе и других странах временно прекратили свою работу. Тем не менее Scania с ее гибкой системой производства одной из последних закрыла производства и первой возобновила их работу.

Что касается Украины, то в 2020-м продажи новых грузовиков Scania составили 373 единицы. Это позволило нам увеличить долю рынка до 27.4% среди европейских производителей (в 2019 году — 23,8%). Следует отметить, что речь идет о тяжелом сегменте автомобилей (общей массой свыше 16 тонн).

Мы также продали 215 подержанных грузовиков — это рекордное количество для нас с момента открытия Центра по продаже техники с пробегом в 2014 году. Существенно выросла доля самосвалов и другой техники для строительного сегмента. Это произошло, в основном, благодаря масштабным строительным проектам по всей стране в прошлом году.

Особенно гордимся тем, что увеличились поставки легендарных грузовиков Scania V8 — это премиум-сегмент с высоким уровнем комфорта. Мечта многих водителей по всему миру. В 2020-м мы поставили 7 таких грузовиков для 4 разных компаний. На первый взгляд, это немного, но в предыдущие периоды это могло быть 1−2 единицы в год.

Экологичные транспортные решения

— На какие продукты и виды услуг может рассчитывать украинский потребитель, обращаясь к Scania? Каковы их преимущества?

 — Scania в 2021 году отпразднует свое 130-летие. Компания специализируется на производстве грузовиков и автобусов общей массой свыше 16 тонн, а также судовых и промышленных двигателей. Благодаря своей модульности, а также специальным аналитическим системам, каждая спецификация автомобиля создаётся практически уникальной, чтобы максимально точно и экономично выполнять задачу клиента. Покупая грузовик Scania, клиент получает не только качественный продукт, но и решения, которые позволяют лучше эксплуатировать технику и увеличивать свою прибыльность.

Имея в своем распоряжении разветвленную сервисную сеть, финансирование и страхование от «Скания Кредит Украина», а также услуги по обучению водителей и систему управления автопарком, клиент получает не просто автомобиль, а комплексное транспортное решение для своего бизнеса.

Мы приложили максимум усилий, чтобы наладить удаленную работу офисных сотрудников и в то же время обеспечить работу всех сервисных станций в Украине на протяжении всего этого тяжелого года. Таким образом, у наших клиентов была возможность вовремя и в полном объеме получить все услуги на том уровне, какой они ожидают от Scania.

Невзирая на все трудности, 2020 год стал для нас одним из самых успешных по операционным показателям компании.

— Мировые автоконцерны серьезно взялись за производство транспорта, максимально безвредного для среды обитания. Этому, в частности, способствует план ЕС сократить к 2030 году выбросы CO2 на 55% (в сравнении с 1990-ми), а к 2050 — вовсе избавиться от эмиссии парниковых газов. Как Scania участвует в этом экологическом движении?

 — Нам здесь есть чем гордиться. В 2020-м мы представили грузовик с газовым двигателем на метане. Две такие машины мы поставили компании из Одессы.

На данный момент у Scania самый широкий выбор грузовиков на альтернативных к дизелю видах топлива. Для Украины наиболее приемлемым с точки зрения существующей инфраструктуры и доступных цен является сжатый газ (CNG). Такие двигатели чище дизельных аналогов, при этом основные характеристики ни в чем не уступают дизельным (а также имеют ряд других преимуществ).

— Что Scania может предложить в плане электротранспорта?

 — Спасибо за вопрос. Скажу, что в последние годы Scania много инвестирует в электрогрузовики, воплощая свою стратегию устойчивого развития и перехода транспортной системы на экологичные виды транспорта.

— И все же. Когда мы можем ожидать первый электрогрузовик Scania в Украине?

 — Действительно, в конце 2020-го Scania представила электрогрузовик для городских условий с запасом хода до 250 км на одном заряде. Компания инвестировала в открытие отдельной сборочной линии на шведском заводе в Седертелье. Инвестиции в завод батарей, что будет построен рядом, достигнут 1 млрд шведских крон (примерно 100 млн евро).

Что касается Украины, то, думаю, первые электрогрузовики следует ожидать не ранее 2024 года. Вопрос не в производстве машин, а в наличии инфраструктуры и соответствующей законодательной базы. В сравнении с другими странами Европы, в Украине это направление пока развивается слабо.

Инвестиции и кто мешает развитию украинского бизнеса

— По данным из открытых источников известно, что представительство Scania в Украине открыто в 1993 году, а уже через 5 лет появился официальный дистрибьютор «Скания Украина». Какой объем инвестиций Scania вложила с начала до 2020-го?

 — С 1997 года Scania уплатила в бюджет Украины 97.8 млн евро в виде налогов и инвестировала более 38.8 млн евро в строительство новых сервисных станций в Украине, создание рабочих мест, оборудование и обучение персонала.

Начиная с 1993 года, Scania инвестирует в создание и расширение сервисной сети, которая изначально покрывала все крупные города, а за последние несколько лет наши станции появились в Полтаве, Мукачево и Луцке. Сейчас сеть покрывает всю территорию Украины, и это рабочие места для около 300 человек. Половина дилерских центров принадлежат украинским партнерам, некоторые из которых успешно сотрудничают со Scania на протяжении более 20 лет.

— После того как Вы озвучили цифру в 38,8 млн евро инвестиций, сложно отказаться от вопроса, а насколько Украина в целом привлекательна для западных инвесторов? Что нужно для привлечения больших инвестиций?

 — С момента прихода в Украину и по сегодняшний день мы очень позитивно относимся к Украине и считаем, что украинский рынок грузовиков обладает значительным потенциалом для развития.

С одной стороны, нам удалось успешно начать и развить бизнес Scania в Украине, хотя стране пока не удалось реализовать свой огромный экономический потенциал.

С другой стороны, есть множество причин, почему Scania не спешит увеличивать инвестиции в Украине (как и другие западные инвесторы). На мой взгляд, главная причина — в стране отсутствует система правосудия.

У нас есть собственный «богатый» опыт вынужденного общения с судовой системой Украины. В первую очередь, это связано с компанией «Фирма Журавлына». Это наш бывший дилер, с которым Scania прекратила сотрудничество из-за того, что деятельность ее не соответствовала стандартам ведения бизнеса Scania CV AB и условиям договоров. В ответ экс-дилер подал безосновательный иск о взыскании с компании Scania якобы упущенной выгоды и вымышленного долга по уплате сервисного вознаграждения за предоставление дилерских услуг за период 2012—2017 гг. «Журавлына» просила суд взыскать со Scania сервисное вознаграждение по ставке, в несколько раз превышающую определенную договором и по контрактам, к заключению которых фирма не имела никакого отношения. Исковые требования о взыскании более 123 млн грн с иностранного инвестора основывались только на самостоятельно составленных компанией таблицах. Без всякого документального подтверждения. Проигнорировав все доводы Scania о безосновательности требований и фактическом отсутствии доказательств, судья Хозяйственного суда Киевской области Светлана Чонгова удовлетворила иск в полном объеме — взыскала с дистрибьютора Scania в пользу ООО «Фирма «Журавлына» средства в размере более 123 млн грн. Сейчас мы оспариваем это решение в апелляционном суде.

Подобные ситуации неприемлемы и являются красной карточкой для других инвесторов, которые предпочитают страны, где их инвестиции и активы защищены. Если существует угроза рэкета при поддержке коррупционной судовой системы, они не будут рисковать. Это подтверждают низкие объемы зарубежных инвестиций в Украину и ее низкий уровень экономического развития по сравнению с любой другой страной в Центральной и Восточной Европы.

— Необходимость каких реформ видится реальному бизнесу критической для успешного развития Украины?

 — Многое нужно сделать, начиная с гарантий независимости НБУ до принятия нового трудового законодательства с учетом всех современных требований, вместо ныне действующего еще с брежневских времен.

Но основной фокус должен быть на реформировании судебной системы. Ведь до тех пор, пока инвесторы не будут чувствовать себя защищенными, вряд ли можно рассчитывать на приток инвестиций в экономику страны.

Направление

— Последний вопрос. Каковы планы «Скания Украина» на ближайшее пятилетие?

 — Наша цель — идти в ногу со временем, предлагать лучшие решения нашим клиентам и партнерам, чтобы их бизнес был максимально прибыльным и устойчивым. В ближайшее время мы станем свидетелями полной трансформации транспортной системы — речь идет об ее электрификации и возможном появлении автономных беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. Несмотря на все трудности, я оптимистично настроен в отношении Украины и дальнейшего успешного развития нашего бизнеса здесь.

Полную версию читайте на nv.ua