Реальность фантастики. Как бизнесмен Юрий Филюк совместил идеи Илона Маска с буднями Ивано-Франковска

Стараниями Юрия Филюка сегодня о проекте Промприлад. Реновація знают в Давосе и Стэнфорде (Фото: НВ)

Бизнесмен Юрий Филюк, пионер социального предпринимательства в Украине, рассказывает журналу НВ, как превращает Ивано-Франковск из столицы заробитчан в город, где хочется жить.

Ю рий Филюк, импакт-инвестор и инициатор проекта Промприлад, — бизнесмен необычного жанра. При общем стремлении бизнеса перебраться в столицу киевский бизнесмен Филюк в 2009 году вернулся в родной Ивано-Франковск, где решил встряхнуть привычную городскую культуру, и занялся ресторанным бизнесом. Затем появилась общественная платформа Тепле місто, целью которой было превратить Ивано-Франковск в комфортный, ориентированный на жителей город, где удобно.

А первым громким социальным проектом при активном участии Филюка стал ресторан Urban Space 100. Его основателями являются 100 человек, безвозмездно инвестировавших по $ 1.000 в открытие ресторана, а 80% прибыли заведения теперь идет на реализацию социальных и городских инициатив.

Проект стал настолько успешным, что спустя несколько лет в Киеве открылось похожее заведение.

Но Филюку и этого мало. Пару лет назад он взялся за масштабный проект реновации заброшенного Ивано-Франковского завода Промприлад с амбицией превратить его в мультизадачный центр города и региона с большой социальной миссией. Для чего уже привлек в проект более $ 5 млн частных инвестиций, а планирует привлечь в три раза больше. Стараниями Филюка сегодня о проекте Промприлад. Реновація знают в Давосе и Стэнфорде, а президент страны называет его примером перезагрузки региональной экономики.

Впрочем, и сам Филюк готов рассказывать о проекте долго и с удовольствием.

— С чего начался проект Промприлад. Реновація?

— К тому времени мы уже системно работали с городом как общественная платформа Тепле місто и за пять лет реализовали более 400 общественных инициатив, город стал интересно меняться. У нас был ресторан Urban Space 100, и он успешно генерировал прибыль, которую мы вкладывали в социальные инициативы. Но хотелось двигаться дальше.

Конечно, как урбанисты мы понимали, что в Ивано-Франковске, как в любом постсоветском городе, масса заброшенных постиндустриальных объектов. Завод Промприлад был в самом центре, и мы решились взяться за его ревитализацию, смотрели, как это делают за рубежом, и применяли свой опыт, очень долго разрабатывали бизнес-модель проекта. Потом, через два года, в университете в Стэнфорде мне сказали, что то, чем мы занимаемся, называется импакт-инвестированием.

— Какая у проекта бизнес-модель?

Полную версию читайте на nv.ua