Вернуться в небо. Как авиационная отрасль пытается выжить во времена пандемии и как ей должны помочь паспорта нового образца

Авиакомпании надеются вернуть доверие клиентов (Фото: REUTERS / Carlo Allegri)

С декабря пять мировых авиакомпаний изменяют правила перевозки пассажиров: отныне попасть на борт самолета будет можно с помощью электронных паспортов, свидетельствующих об отсутствии у человека коронавируса.

United Airlines, Lufthansa, Virgin Atlantic, Swiss International Air Lines и JetBlue Airwaysзапровадять их для своих клиентов. Сертификаты о прохождении теста можно будет загрузить в приложение на смартфоне вместе с QR-кодом, результаты теста будут сканировать сотрудники авиакомпании и пограничники.

Пока такие электронные паспорта не будут связаны, однако авиакомпании надеются, что это вернет доверие клиентов к перелетам и безопасно восстановит авиасообщение по всему миру.

Богдан Долинце, эксперт по авиационному транспорту Института менеджмента и стратегии, в интервью Радио НВ рассказал, помогут этом электронные паспорта.

Богдан Долинце

Эксперт по авиационного рынка

— Эксперты оценили чистые убытки авиасектор из-за пандемии почти $ 120 000 000 000. Насколько электронные паспорта смогут выровнять этот крен?

— Сейчас, к сожалению, в разных странах есть свои отдельные требования для въезда и выезда, возможности путешествий. Авиационная отрасль долго искала варианты, как можно выстроить систему так, чтобы государства все-таки унифицировали свои требования, и это стимулировало восстановление пассажирских перевозок.

Логика создания этих паспортов направлена на то, чтобы упростить возможности авиационных перевозок определенным группам пассажиров, которые не попадают к риску или непосредственно отвечают требованиям этих иммунных паспортов. Эту идею разные стороны критиковали, поддерживали, но мы пока видим, что это один из тех инструментов, который может дать определенный стимул для восстановления отрасли.

Насколько это будет эффективно, сейчас говорить сложно, не ясны масштабы взгляд, когда и как быстро будет разработана хотя бы какая-то вакцина и когда она будет внедрена. С другой стороны — насколько правительства поддержат такую инициативу.

— Почему пока к этим доводам правительства стран не прислушиваются?

— Не все страны доверяют результатам, которые предоставляются. Был определенный период, когда даже с Украины можно было вылететь в Арабские Эмираты, но со стороны Арабских Эмиратов признавали только ПЦР-тесты, сделанные в нескольких лабораториях, прошли соответствующую аккредитацию систем Саудовской Аравии.

С другой стороны, даже если мы говорим о вакцинации, которое когда-то будет, также вопрос в доверии различных стран к тому, действительно данные, внесенные в этот паспорт, соответствуют реалиям, что человек получил соответствующий тип вакцины и она приобрела того или иного иммунитета . Потому что без тестирования на антитела это проверить практически невозможно.

— Сколько нужно времени для того, чтобы страны доверяли друг другу в этом плане?

— Если мы говорим о Германии, США, мне кажется, там этот процесс будет гораздо быстрее. Однако есть страны не столь технологически развитые или страны, где есть коррупция, другие негативные общественные процессы. В частности, речь идет об Украине. И есть риски, что к нашим документам будут дополнительные требования или они не всегда будут признаваться теми или иными странами.

— Как ученые сейчас оценивают риск заражения коронавируса на борту самолета?

— Были разные исследования. Согласно исследованию Министерства обороны США для самолетов Боинг 73, 747, при полете в масках количество заражений находится в пределах от 0,03% до 0,1% при перелета до двух часов. Чтобы вероятность достигла 1%, необходимо, чтобы перелет был около 50 часов. В мире таких перелетов нет.

Надо понимать, что эти условия исследования идеальны. То есть люди маски двигают, не ходят, это просто физическая рассадка по борту. Если сравнивать риски заражения во время перелета, то согласно этому исследованию, зона, где наибольший риск заражения, в рукавах на посадку, на самолет. Так как эти рукава не оборудованы дополнительными вентиляционными системами, там бывает скопления пассажиров.

— Если риск заражения борту самолета минимальный, почему люди до сих пор активно не летают?

— Во-первых, люди боятся летать, никто не хочет заболеть. Вторая составляющая — экономический кризис, она привела к тому, что доходы людей значительно снизились. Соответственно, меньше людей сейчас себе могут позволить летать.

И наверное, наиболее весомая составляющая — это то, что правила полетов, в разных странах отличаются. Мы видим, что изменения принимаются динамично- люди вылетели в другую страну, затем правила изменились, и возвращаясь, они уже будут обязаны проходить обязательную самоизоляцию, что очень негативно влияет как на настроение пассажиров, так и на желание осуществлять такие перевозки .

За счет введения иммунных паспортов считается, что правительства должны ввести или обязательное тестирование, или вакцинации, но при этом отменить обязательную изоляцию и карантин.

— В какую сумму оценивают убытки Украинские авиаотрасль из-за пандемии?

— Они могут быть от 5 до 10000000000 гривен.

— Когда авиаотрасль сможет достичь допандемичних показателей?

— Если говорить об Украине, то наверняка это произойдет в лучшем случае к 2025, возможно, 2024 года. Это по положительным прогнозам. В негативных прогнозах речь идет о 2027-2029 годы. Если мы говорим о мировой авиации, общемировой прогноз — это как раз 2025-2027 годы.

В Украине это падение составляет около 70%, по сравнению с другими странами. Например, в Соединенных Штатах, Европе падение составляет 50-60%. Общемировой тренд падения составляет 68-70%.

— В Украине говорят о возможном повторном локдаун. Что может уменьшить потери украинской авиаотрасли?

— Любые введения, ограничения должны основываться не на позиции полностью закрытости неба, а на позиции введения градаций. Возможно, по каким-то направлениям для того, чтобы не привести к финансовому уничтожения авиаперевозчиков.

Подписывайтесь на подкаст Радио НВ Что происходит на Apple Podcasts , Google Podcasts и Soundcloud

Полную версию читайте на nv.ua